Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

Содержание

Безболезненная адаптация ребёнка в детском саду: как помочь малышу + видео Комаровского

Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

Период адаптации ребёнка к детскому саду вызывает массу вопросов у родителей.

Что ждёт малыша вдали от мамы? Как помочь ему приспособиться к новой обстановке? Процесс привыкания сопровождается определёнными особенностями, изменениями в поведении малыша.

Существуют физические и психологические приёмы, помогающие родителям обеспечить быструю и безболезненную адаптацию детям разного возраста.

Что представляет собой период адаптации

Адаптацией называется процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке, питанию, режиму дня. Для ребёнка посещение детского сада — это своеобразный стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть ко всему этому.

Важно! Родители могут помочь своему ребёнку безболезненно и быстро перенести сложный период. Помните, что адаптация — это не только психологический процесс, но и физический.

Степени адаптации

Все дети привыкают к детскому саду по-разному. Кому-то достаточно побыть всего день в новой обстановке, чтобы вечером весело рассказывать маме о своих приключениях и радостях общения с новыми друзьями.

Однако большинство детей привыкает постепенно. В большинстве случаев период адаптации сопровождается слезами и нежеланием ребёнка идти в сад.

 Переживания родителей усиливаются, если малыш начинает часто болеть.

Можно выделить три степени адаптации крохи к детскому саду:

  1. Лёгкая адаптация. В этом случае ребёнок привыкает к новому месту за 3–4 недели. Период не сопровождается сложностями со здоровьем, изменениями в поведении малыша. Легко адаптирующийся ребёнок:
    • быстро находит контакт с воспитателем;
    • отпускает маму без слёз и капризов;
    • не боится заходить в группу;
    • находится в стабильном эмоциональном состоянии;
    • рассказывает родителям о произошедшем за день;
    • легко контактирует с другими детьми;
    • интересуется игрушками в группе.
  2. Адаптация средней тяжести. Период привыкания характеризуется частыми проявлениями болезней на фоне стабильного эмоционального состояния. Ребёнок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием в организм новых бактерий и вирусов, которые «приносят с собой» другие дети. Для малышей, постоянно посещающих садик, эти вирусы не опасны. У вновь пришедшего ребёнка непривычные его организму бактерии способны вызвать заболевание. Длится такая адаптация приблизительно полтора месяца и отличается следующими признаками:
    • малыш не всегда идёт на контакт с воспитателем;
    • плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на активную игровую деятельность;
    • напряжение перед игрой или общением длится несколько минут, по истечении которых ребёнок начинает активно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками;
    • адекватно реагирует на замечания или обращения;
    • лишь изредка нарушает нормы и правила поведения, привыкает находить общий язык с ровесниками и взрослыми.
  3. Тяжёлая адаптация. Сопровождается физическими недомоганиями и негативными эмоциональными проявлениями. Малышу тяжело контролировать эмоции. Он часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад. Признаки тяжёлой адаптации:
    • ребёнок не идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Минимальное общение возможно лишь в присутствии родителей;
    • по утрам малыш долго плачет, не переключается на предлагаемые ему игрушки;
    • в течение дня постоянно вспоминает о членах семьи, которые заберут его из группы;
    • замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и участвовать в играх;
    • при замечании или поощрении воспитателя пугается, ищет поддержки у мамы.

Пережить тяжёлую адаптацию помогут педиатр, детский психолог и невролог. Важно значение имеет положительный настрой взрослых.

Положительный настрой родителей помогает ребёнку быстрее адаптироваться

Существуют определённые трудности, с которыми сталкиваются родители, отдающие детей в детский сад:

  • капризы. Дети, поначалу с удовольствием посещавшие сад, могут внезапно отказаться идти туда снова. Своё несогласие они выражают слезами, истериками. Связано это с тем, что ребёнок изначально воспринял поход в садик как временное явление. Вдоволь наигравшись и осознав, что мама каждый день будет оставлять его в новом месте, малыш устраивает «протест». В этом случае не стоит идти на поводу у детских эмоций. Спокойно объясните, что вам нужно на работу, день он пробудет в интересном месте с друзьями;
  • отказ от еды. Непривычная пища в детском саду часто вызывает негативные эмоции у вновь пришедших детей. Есть маленькие привереды, отказывающиеся есть весь день. Постепенно ребёнок начнёт пробовать предлагаемую еду. Родителям, столкнувшимся с такой проблемой, следует плотно накормить малыша утром;
  • отрицательные эмоции: крики, слёзы, истерики. Негативные проявления закончатся, когда малыш поймёт — вы обязательно придёте за ним вечером. Многие дети поначалу боятся, что мама ушла и не вернётся. Этот страх, кажущийся взрослым смешным, может серьёзно беспокоить маленького ребёнка. Успокойте кроху, обещайте обязательно прийти вечером. Сами тоже сохраняйте спокойствие, дети прекрасно всё чувствуют.

Полное привыкание наступает не ранее, чем через 1–2 месяца после начала посещения детского сада. Весь этот период родителям важно оказывать всяческую поддержку ребёнку. Ведь именно от мамы малыш ждёт одобрения и утешения при возникновении любых трудностей. Какую помощь могут оказать родители?

Совет: приобретите одежду и обувь на кнопках или липучках. Это позволит ребёнку справиться с одеванием быстро и без посторонней помощи.

  1. Подготовьтесь заранее. За несколько месяцев до начала посещения детского сада следует придерживаться режима дня. Поинтересуйтесь организацией и распорядком в садике. Постепенно приучайте малыша жить по такому графику. Привычное время сна, приёма пищи значительно облегчит период привыкания к новой обстановке. 
  2. Обеспечьте физическую готовность. При поступлении в сад ребёнок должен иметь элементарные навыки: самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком. О таких, казалось бы, мелочах следует позаботиться заранее.
  3. Настраивайте малыша на позитив. Рассказывайте о положительных сторонах посещения сада: новые друзья, интересные занятия, прогулки. Играйте дома в детский сад.
  4. По возможности заранее познакомьте ребёнка с воспитателем. Тогда новый взрослый будет сразу воспринят положительно, как старый знакомый.

    Предложите ребёнку взять в садик любимую машинку. Игрушка успокоит, поможет избежать сложностей в период адаптации

  5. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку. Она будет напоминать о доме, успокаивая малыша. Кроме того, игрушка — отличный повод ближе познакомиться и поиграть с детьми. 
  6. Относитесь к саду положительно. Все ваши эмоции ребёнок «считывает» моментально. Проявляйте заинтересованность, будьте спокойны. Обязательно обсудите вечером, что интересного произошло за день. Хвалите малыша, пытайтесь создать благоприятную эмоциональную атмосферу, связанную с пребыванием в детском саду.

Не рекомендуется прибегать к ароматерапии. Такая методика является сомнительной и малоэффективной в случае детской адаптации.

Особенности в зависимости от возраста

Дети начинают ходить в сад в разном возрасте, это необходимо учитывать.

  1. Малышам 2–4 лет быстрее адаптироваться к условиям детского сада помогут:
    • владение элементарными навыками самообслуживания;
    • готовность контактировать со взрослыми;
    • положительный эмоциональный настрой.
  2. В более старшем возрасте (4–6 лет) на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Лёгкое привыкание обеспечат:
    • умение общаться с ровесниками, избегая негатива и конфликтных ситуаций;
    • способность прислушиваться к замечаниям взрослых;
    • умение организовать игру, веселиться вместе с окружающими.

Лучшим помощником станет внимание и любовь к крохе. Не стесняйтесь чаще обнимать малыша, говорить, что соскучились. Видя спокойствие и хорошее настроение мамы, ребёнок любого возраста быстрее привыкнет к новой обстановке.

Что не следует делать в этот период

  1. Нельзя сравнивать поведение ребёнка с другими детьми. Все малыши абсолютно разные, каждому требуется свой период для адаптации. Говорите, что ваш кроха самый лучший, и он обязательно полюбит детский сад.
  2. Не ругайте за утренние слёзы.

    Детям действительно тяжело расставаться с близкими людьми, путь даже на один день. Не отмахивайтесь от капризов, подбодрите, пообещайте скорую встречу, поощрите игры с новыми друзьями.

    Общение со сверстниками помогает быстрее привыкнуть к новой обстановке

  3. Не обманывайте ребёнка. Говоря, что выходите на 15 минут в магазин, и оставляя малыша в группе до вечера, вы подрываете доверие к ситуации в общем. Ребёнок будет ждать напрасно, расстраиваясь всё больше. Честно скажите, что в группе дети находятся до вечера и вы обязательно за ним придёте. 
  4. Никогда не высказывайтесь о пребывании в саду, как о наказании. В противном случае малыш не сможет увидеть положительные стороны процесса. Наоборот, упоминание о детском садике в присутствии ребёнка всегда должно носить позитивный характер.
  5. Не стоит обещать гостинцы или новую игрушку, отводя кроху в сад. При таком подходе малышу остаётся лишь «отсидеть» положенный день в ожидании подарка. В дальнейшем ребёнок может отказаться идти в группу без привычных обещаний.
  6. Нельзя водить в сад больного ребёнка. Это усугубит ситуацию. К психологическому напряжению добавится физическое недомогание, делающее пребывание в саду менее комфортным. 

Мнения родителей

Мы отправились в сад в 2 года. До этого пару месяцев вели разговоры, что у каждого в семье своя работа. Папа, мама ходят на свою работу, старшая сестра — в школу, а Сонечка пойдёт в сад. Это тоже важное занятие. Но самое сложное было впереди.

Наша младшая росла без бабушек и дедушек, практически на одних руках. Поэтому первые дни в саду были тяжёлыми в первую очередь для меня. Плакала она так, что я готова была плюнуть на все и забрать её домой. Но я прекрасно понимала, что этот период необходимо перетерпеть.

 Забирая дочь из сада, разговаривала с ней о детях из группы, о том, чем они занимались сегодня и настраивала её, что завтра будет интереснее, чем сегодня. По дороге домой обсуждали, кто с кем дружит, чем кормили, во что играли. Короче, что угодно, лишь бы она рассказывала с удовольствием.

Где-то через месяц проблем не осталось. И большое спасибо воспитателям, которые очень нежно и трогательно отнеслись к нашим малышам. 

Самарочка

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

У многих детей наступает отрицательная реакция на сад. Первое время — самое тяжёлое и психологически (адаптация) и физически (дети часто болеют). Могу пожелать только терпения и спокойствия, не паникуйте. Водите пока на 1–2 часа. Если надо на работу, попросите кого-нибудь забирать пораньше.

У нас Егор уже второй год в садик ходит, но у него особый ритуал: каждое утро надо поплакать, это прощание с папой. Как только переступает порог группы — играет, кушает, спит, гуляет, занимается, танцует, всё, что надо, делает, чувствует себя прекрасно.

Я его вечером забираю, он счастливый, довольный, радостный, мне чего-то всё рассказывает, показывает новые движения. Вот ещё, подруга пользовалась таким способом: махала сыну рукой в окно, а он ей. Это был компромисс, потому что до этого ребёнок бился в истерике.

А тут с первого раза помогло: помахал и пошёл спокойно играть в группе.

Mamatata

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

Должно пройти некоторое время, прежде чем ваш малыш с радостью побежит в сад. Следование рекомендациям и советам поможет сделать период адаптации к новому месту быстрым и безболезненным. Будьте особенно внимательными к своему ребёнку. Проявите терпение, настройтесь на позитивный лад.

  • Ирина Коршунова
  • Распечатать

Источник: https://zhdumalisha.ru/rebenok/adaptatsiya-rebyonka-k-detskomu-sadu.html

Степени и этапы адаптации ребенка в детском саду. Как помочь малышу привыкнуть к новой обстановке?

Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

Каждое утро – маленькая драма. А чаще большая. Такое знакомо практически всем родителям, которые начинали водить своих детей в садик.

Для того, чтобы помочь малышу легче перенести этот нелегкий для него период, родителям стоит заранее разобраться в причинах тяжелой адаптации и хорошо усвоить, что в это время делать категорически нельзя, а как и чем можно помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке.

Общая информация

В психологии под адаптацией в целом подразумевают приспособление индивида к новой среде и условиям.

Для ребенка, впервые поступившего в детский садик, таким новым оказывается все: и само помещение, и режимные моменты, и детский коллектив, и ухаживающие за ним взрослые.

У малыша может появиться чувство беспокойства, в том числе, подсознательное – за свою безопасность, т.к. неизвестность часто пугает. Это относится и ко взрослым людям, а к маленькому человечку – тем более.

К тому же, ребенок не всегда понимает, зачем вообще нужен детский сад – все же было так хорошо, когда он сидел дома с мамой. Зачем вообще понадобилось что-то менять?

Чтобы привыкнуть к садику, потребуется время и большое количество психических и физических сил. Кстати, адаптироваться придется не только малышу, но и его родителям – для них (а обычно для мамы) это тоже стресс, связанный с чем-то новым.

Особенности в 1 и 2 года

В 1-2 года у ребенка еще нет желания общаться с другими детьми, а если и есть, то оно продолжается недолго, часто заканчивается конфликтами. Также в этом возрасте происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Плохую службу сослужат возрастные кризисы, которые проходят в 1, в 2 года и на третьем году жизни. Последний, кризис трехлетнего возраста, может начаться до того, как малышу исполнится ровно три.

Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Если вы еще не знаете с чего начать подготовку к саду, рекомендуем вам ознакомиться с материалом по ссылке.

Особенности в 3 и 4 года

В 3 – 4 года ребенок уже нуждается в общении.

Ему интересно не просто играть рядом с другими детьми, он стремится к взаимодействию, хочет быть принятым в компанию.

Большую роль играет самостоятельность трёхлеток: они, как правило, умеют пользоваться горшком и просятся в туалет, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.

Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Легкая

  • Обычно адаптация, которая проходит в легкой форме, занимает 2-4 недели.
  • Ребенок без проблем идет в садик и остается в группе.
  • Может попросить воспитателя помочь ему, задать вопрос, при разговоре смотрит на воспитателя, не отводит глаза.
  • Способен самостоятельно занять себя игрой, не стесняется брать игрушки.
  • Речь малыша развита, нет откатов назад в речевом развитии.
  • Малыш чаще находится в хорошем настроении, он спокоен, его эмоции воспитателю легко понять.
  • Ребенок готов соблюдать правила, которые устанавливают взрослые.
  • Адекватно реагирует на замечания, готов исправлять свое поведение.
  • Может играть рядом с другими детьми, относится к ним спокойно, доброжелательно настроен.
  • Аппетит может быть снижен, но незначительно.
  • Также несильные проблемы со сном могут наблюдаться непродолжительное время.
  • Двигательная активность практически остается на прежнем уровне.
  • Возможно 1 легкое заболевание за период адаптации.

Средней тяжести

  • Длится 20-30 дней.
  • Тяжело дается расставание с мамой, ребенок плачет, но способен успокоиться.
  • Неустойчивое настроение.
  • Плохой аппетит.
  • Проблемы со сном (может просыпаться ночью, дневной сон заканчивается раньше, беспокойство во сне).
  • Способен переключиться с переживания на что-то иное.
  • Через некоторое время идет на контакт со сверстниками и педагогом.
  • Придерживается правил и режимных моментов.
  • Адекватно реагирует на замечания.
  • Наблюдается задержка двигательной и речевой активности.
  • Присутствуют функциональные изменения в работе органов и систем, что ярче всего наблюдается в преддверии острого заболевания.

Тяжелая

  • Длится от 2 до 6 мес.
  • Тяжелая форма привыкания может вылиться в открытую агрессию или, наоборот, замкнутость, отстраненность.
  • Не контактирует ни с кем в детском саду, стремится к уединению.
  • Слезы и истерики при расставании с родителями долго не проходят.
  • Отказ от пищи, возможна рвота во время еды, теряет в весе.
  • Нарушение сна, долгое засыпание с капризами, подъем тоже со слезами.
  • На любые слова воспитателя может отреагировать слезами, испугом, криком и т.д.
  • Ярко выраженные изменения в работе органов и систем выливают в частые, почти ежемесячные заболевания (бывает, что болезнь наступает уже после первого посещения).
  • Наблюдаются изменения в поведении, состоянии на грани нервного срыва.
  • Двигательная расторможенность.
  • Отставание в речевом развитии, возможно развитие логоневроза (заикание).
  • Могут появиться патологические привычки.

Возраст

Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.

Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.

Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.

Состояние здоровья

Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.

Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.

Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Степень психологического развития

Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.

Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.

В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.

Проблемы социализации

Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.

Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.

Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.

Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать.

Этапы

  1. Острая фаза. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, все силы организма мобилизованы. Наблюдается плаксивость, капризность, возможны истерики. В физиологическом плане может наблюдаться изменение частоты сердечного ритма в любую сторону.

    Возможно замедление или задержка по всем направлениям развития.

  2. Подострая фаза. выраженность негативных реакций снижается. Нервозность становится меньше, аппетит и сон приходят в норму. Однако такое состояние еще не стабильно, возможен возврат к негативным реакциям.

  3. Фаза компенсации. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Консультация психолога: как помочь малышу адаптироваться в садике?

Представляем вашему вниманию варианты оптимизации процесса адаптации малыша в садике:

  • Обеспечьте ребёнку спокойную обстановку во время адаптационного процесса.
  • Выражайте свою любовь к нему разными способами: целуйте, обнимайте и т.д.
  • Отсутствие мамы в детском саду надо максимально компенсировать вечером.
  • Придумывайте совместные игры.
  • Не бойтесь разговаривать с воспитателем: слушайте, расспрашивайте, советуйтесь. Также заблаговременно сообщите о всех значимых особенностях и привычках своего чада. Педагог и родитель должны стать соратниками, а не врагами.
  • Старайтесь сохранять собственное спокойствие. Эмоциональное состояние мамы передается и ребенку.
  • Постарайтесь начать подготовку к садику заранее:
    1. приучайте ребенка к режиму дня;
    2. попробуйте готовить пищу, как садике;
    3. рассказывайте про садик.
  • Приучайте малыша к самостоятельности. Основные навыки, которыми необходимо овладеть ребенку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение: самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок.

Советы педиатров и рекомендации Комаровского

  1. Если череда болезней не прекращается, а сами недуги проходят тяжело, педиатр может посоветовать родителям забрать ребенка из садика на некоторое время. Это даст возможность иммунной системе отдохнуть и восстановиться.

  2. Если при каждом заболевании присоединяется бактериальная инфекция, которая требует лечения антибиотиками, детский доктор может направить малыша к иммунологу.
  3. При признаках тяжелой адаптации будет нелишним посетить детского психолога. Часто респираторные или другие заболевания имеют соматический характер.

  4. Доктор Комаровский советует отдавать ребенка в садик в то время, когда мама еще не вышла на работу. Так, в случае болезни, ей будет легче остаться с ним дома.

  5. Поскольку осенью и весной защитные силы организма ослабевают, а вероятность контакта с вирусами и микробами увеличивается, начинать посещение детского сада в эти периоды – не лучшая идея.
  6. Также Евгений Комаровский советует активно повышать иммунитет ребенка.

Ошибки, которых стоит избегать

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  • Нельзя обманывать ребенка или давать обещания, которые родитель не сможет выполнить (например, что только сходит в магазин и тут же заберет его).
  • Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях в присутствии малыша.
  • Нельзя «наказывать» садиком.
  • Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку в период адаптации (это касается и воспитателей).
  • Нельзя привносить в жизнь ребенка ничего нового – ему пока достаточно и садика.

Подробнее об этих и некоторых других ошибках в следующем видео:

Признаки успешного завершения процесса

  • Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне.
  • Хороший аппетит.
  • Нормальное поведение. Дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не капризничает.
  • Нормальное настроение. Легко просыпается утром.
  • Желание идти в детский сад

Процесс адаптации к детскому саду достаточно полезен для ребёнка.

Он тренирует умение приспосабливаться к различным изменениям в жизни.

Помогла статья? Оцените её (1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://umnyash.com/detskiy_sad/sovety-roditelyam-detskiy_sad/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya.html

Ребенок плачет в садике: что делать, если дети не хотят туда ходить, их адаптация в первые дни и советы психолога Комаровского об этом

Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

Большинство родителей отдает своих малышей в детский сад в двух-трехлетнем возрасте. Начало посещения учебно-воспитательного учреждения нередко сопровождается истериками.

Важно понимать, почему ребенок плачет в детском саду и как помочь ему быстрее адаптироваться к новым условиям.

Почему ребенок сильно плачет в садике?

Ребенок в детском садике может плакать по разным причинам. Чаще всего истерики обусловлены расставанием с родителями. Малыш был неразрывно связан с матерью, домом. Попадание в непривычную ему обстановку вызывает страх.

Ребенок сталкивается с такими переживаниями:

  • боится воспитателя;
  • испытывает страх перед новым коллективом;
  • переживает, что его не заберут домой из садика.

Выполнять ряд действий, которые требует от него воспитатель, ребенок в состоянии стресса не может. Это приводит к еще большим переживаниям.

Психологи выделяют три типа детей:

  1. легко адаптируемые. Такие малыши отличаются открытостью и дружелюбностью. Они быстро вливаются в коллектив, располагают к себе окружающих. Такие дети не боятся новых ситуаций и чувствуют в садике себя уверенно. Психика малышей устойчива. Поэтому расставание с родителями они воспринимают спокойно. Даже если отдать их в садик в двухмесячном возрасте, они будут чувствовать себя хорошо. К сожалению, таких детей очень мало;
  2. средней адаптации. Таких малышей большинство. Оказываясь в садике первый раз, им некомфортно и страшно. Но, когда они понимают, что им ничего не угрожает, что родители забирают их обратно домой, они успокаиваются и дальнейшее посещение садика не вызывает у них расстройства;
  3. тяжело адаптируемые. Процент таких детей относительно невысокий. Они отличаются сильной привязкой к родителям. К садику они не привыкают ни спустя неделю, ни через пару месяцев. Посещение учебно-воспитательного заведения сопровождается криками, истериками. Ребенок может рыдать в садике целый день, до тех пор пока за ним не вернется мама. Тяжело адаптируемые дети плохо находят общий язык со сверстниками. В садике им очень одиноко и тоскливо. Таких деток отдавать в сад нужно как можно позже – в 4 года.

Оценить уровень готовности малыша к посещению детского садика могут только опытные психологи. Если точно определиться с датой первого похода в учебно-воспитательное учреждение, то проблем с адаптацией практически не будет.

Среди прочих причин сильного плача в садике стоит выделить:

  • плохое отношение воспитателя;
  • наличие болезни;
  • дефицит родительского внимания. Малыши нуждаются в общении и контактах с матерью. В садике родителей им заменяет воспитатель. Но персонал учебно-воспитательного учреждения следит за всеми детьми и не может постоянно уделять внимание конкретному малышу;
  • наличие жестоких и невоспитанных детей в коллективе.

Иногда истерики у малыша провоцируют сами родители. Мать очень переживает, оставляя своего ребенка в учебно-воспитательном учреждении. Малыш это чувствует, и тоже начинает испытывать страх и волнение.

К чему может привести постоянный стресс от посещения детского сада?

Если ребенок постоянно плачет в детском садике, игнорировать это нельзя. Хронический стресс может стать причиной негативных изменений в состоянии здоровья.

Детский психолог и писательница Пенелопа Лич, долго изучала проблему воздействия длительного плача на психику и здоровье детей.

В результате проведенных исследований она обнаружила, что беспрерывные истерики наносят существенный удар по детскому организму.

Когда малыш рыдает, в его организме начинает активно вырабатываться адреналин. Это гормон стресса, который в большом количестве негативно отражается на функционировании нервной системы. Длительный плач провоцирует повреждение клеток ЦНС, патологии развития головного мозга.

Сильные переживания способны привести к таким патологиям:

  • сахарный диабет;
  • обострение хронических заболеваний внутренних органов;
  • нарушения в работе сердца;
  • гипертония;
  • расстройства психики.

Особенно негативно сказывается стресс, связанный с посещением садика, на категориях детей:

  • со слабой иммунной системой (которые с рождения постоянно болеют);
  • у которых имеются нарушения в психике, ЦНС;
  • сильно привязанных к матери.

Игнорирование постоянного стресса вследствие посещения детского садика приводит к тому, что ребенок становится нервным, апатичным, несобранным, озлобленным. Это мешает ему развиваться, негативно сказывается на социализации в будущем.

Что делать родителям?

Родители, чьи дети отличаются плохим уровнем адаптации, интересуются, что им делать, чтобы минимизировать степень стресса. Педиатры рекомендуют заранее готовить малыша к посещению садика. Также специалисты отмечают, что привыкание к новым условиям и коллективу должно быть постепенным.

Правильная адаптация предполагает постепенное увеличение времени пребывания в детском саду. Сначала малыша оставляют с воспитателем на пару часов, потом – до обеда, затем – до ужина.

Каждый последующий этап рекомендуется начинать лишь после успешного преодоления предыдущего. Родителям следует интересоваться, как прошел день ребенка в садике: что он нового узнал, с кем общался, подружился, что ел, как к нему относятся другие дети, персонал. Необходимо хвалить малыша за его достижения, поддерживать и давать советы.

Если ребенок еще плохо разговаривает, то нужно интересоваться его состоянием и успехами у воспитателя. Эти несложные действия помогут выяснить причину плача в садике и ее устранить. Для более простой адаптации к детскому садику Комаровский рекомендует приучать малыша с самого рождения к здоровому и активному образу жизни.

Педиатр дает такие советы:

  • закалять ребенка с младенчества. Полезны солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;
  • расширять круг общения малыша. Ходить в гости к знакомым и родственникам, у которых тоже есть дети;
  • приучать к распорядку дня;
  • периодически оставлять малыша с бабушкой, дедушкой, тетей или дядей;
  • чаще гулять на свежем воздухе.

Нужно помогать ребенку расширять круг его общения. Для этого надо обеспечить знакомство с детьми из садика еще до поступления. Если у малыша появятся друзья, то ему будет проще адаптироваться в коллективе.

Советы психолога

Детский садик с точки зрения психологии и педагогики, рассматривается как положительный фактор в развитии и становлении человека. Посещение такого заведение способствует воспитанию, приучению к порядку. Малыш приобретает навыки находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Благодаря этому ребенку будет проще в будущем освоиться в школе, построить отношения в ВУЗе, на работе. Тема адаптации является достаточно актуальной. Поэтому психологи уделяют этой теме большое внимание.

Специалисты дают следующие советы родителям:

  • отдавать ребенка в садик в возрасте 2-3 лет;
  • не ругать малыша, когда он плачет и не хочет оставаться в учебно-воспитательном заведении;
  • до посещения садика прийти туда в качестве экскурсии, познакомиться с воспитателем и группой;
  • поиграть с малышом в детский сад. Одни куклы будут детьми, другие – воспитателями. Надо показать на примере, что в коллективе интересно и весело;
  • попросить бабушку, дедушку или других родственников, к которым малыш меньше привязан эмоционально, отводить его в садик;
  • поговорить с ребенком. Объяснить ему, что посещение детского сада принесет ему пользу;
  • выяснить, какие проблемы есть у малыша в общении со сверстниками, дать советы по их решению;
  • оставляя ребенка в садике на целый день, нельзя обманывать, обещая забрать его через пару часов. Лучше говорить, что вы вернетесь за ним после полдника, прогулки или сна;
  • дать малышу какой-нибудь личный предмет или вещь. Например, шарф или заколку. Можно разрешить ребенку брать с собой фотографию родителей;
  • установить контакт с воспитателем;
  • оставляя ребенка в садике, нужно сохранять спокойствие, не показывать своих переживаний;
  • придумать ритуал расставания (обнимание, воздушные поцелуи);
  • дать старый ключ, сказав, что он от дома. Так ребенок поймет, что скоро вернется домой, и успокоиться.

Таким образом, если малыш постоянно плачет в детском садике, это значит, что его что-то беспокоит. Необходимо выяснить, почему малышу некомфортно в учебно-воспитательном учреждении.

Причин может быть много: плохое самочувствие из-за болезни, страх перед новым коллективом, негативное отношение детей и персонала, дефицит внимания. Важно помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Психологи дают ряд рекомендаций касательно того, как приучить малыша к посещению учебно-воспитательного заведения.

Источник:

Ребенок приходит из детского садика и закатывает истерики

Когда ребенок приходит из садика и закатывает истерики, то следует разобраться в этой проблеме, чтобы успешно побороть ее.

Рано или поздно молодой родитель сталкивается с проблемой, когда своего маленького ребенка необходимо определить в детский сад.

Естественно, основная проблема будет заключаться в том, как приучить его к совершенно новому месту в его окружении и каким образом сделать так, чтобы процесс адаптации в новой социальной среде прошел достаточно успешно.

Одна из проблем, с которой очень часто встречаются родители, является то, что после посещения детского сада ребенок в домашних условиях устраивает настоящие истерики, которые остановить практически невозможно.

Из-за чего у дитя может возникать истерическое состояние после садика?

Относительно наличия чрезмерной эмоциональности и агрессивности у детей дошкольного возраста можно говорить на протяжении самого первого года, когда дитя систематически ходит в садик.

В первую очередь такое плохое поведение у ребенка после детского сада может наблюдаться из-за того, что у вашего дитя не выходит наладить отношения ни с ровесниками, ни с воспитателями.

Исходя из результатов проведенных исследований опытными психологами можно сказать, что детям до трех лет не рекомендуется посещать дошкольное учреждение, так как это негативно сказывается на его состоянии. При этом его постоянно будут сопровождать только негативные переживания. И этому есть свои причины.

С учетом всех психологических и физиологических особенностей маленького ребенка, можно с уверенностью сказать, что он еще не готов на достаточно длительный промежуток времени расставаться со своей мамой. На подобную ситуацию ребенок как раз и реагирует некой невротической реакцией, в качестве которой выступает самая обыкновенная истерика.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/sovety-psihologa/chto-delat-esli-rebenok-plachet-v-sadike.html

Адаптация к детскому саду | Комаровский

Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

» Разное » Адаптация к детскому саду | Комаровский

Перед родителями в какой-то момент обязательно встанет такая проблема, как посещение ребенком детского сада.

Казалось бы, что здесь может быть сложного? Ведь ответственно за малыша перекладывается на сторонних людей, которые станут о нем заботиться и следить, чтобы он не попал в неприятности.

Тем не менее, не все настолько просто в этом случае. Доктор Комаровский обладает собственным мнением на этот счет. Он может предложить рекомендации по адаптации.

До того, как выяснить, какой должна быть адаптация к детскому саду, Комаровский рекомендует родителям определиться с основной его целью. Детский сад имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Пройти через адаптацию к этому дошкольному учреждению необходимо по следующим причинам.

  1. Сам по себе детский сад – это прекрасное место для адаптации к обществу. Чадо получает необходимые коммуникативные навыки и, что особенно подчеркивает Комаровский, значительно укрепляет иммунитет. Родители или бабушка с дедушкой полноценное развитие ребенка не обеспечат.
  2. Но зато посещение детского сада – это огромная угроза как для здоровья, так и для психики. Малыши, посещающие детский сад, болеют гораздо чаще, а порой и получают психические травмы при неправильном подходе мамы с папой и воспитателей.

То есть важность адаптации в этом случае оказывается огромной. Что можно сделать для более успешной адаптации? Комаровский рекомендует обратить серьезнейшее внимание на далее представленные аспекты.

Комаровский: от чего зависит адаптация к детскому саду

Сразу следует оговориться, что даже в самых благоустроенных детских садах дети болеют намного чаще, чем дома. Причем, адаптационный период серьезно растягивается во времени. Некоторым детям достаточно трех месяцев, а другие и за год не проходят через адаптацию. Поэтому Комаровский дает такие рекомендации относительно первичной адаптации ребенка.

  1. Лучше отдавать малыша в детский сад еще в тот период, когда мама находится в декретном отпуске. Как только появляются первые признаки заболевания, ребенка получится без проблем оставить дома на несколько дней. А заболевания, как говорит Комаровский, обязательно будут возникать.
  2. Необходимо грамотно выбрать время года, когда малыш пойдет в детский сад. Адаптация пройдет успешнее летом или зимой. Зато межсезонье – время далеко не самое удачное. Осенью и весной простудные заболевания свирепствуют как никогда.
  3. Предварительно родители должны поинтересоваться политикой воспитания детей в детском саду. Комаровский советует отдавать малыша в тот детский сад, где не кормят детей насильно и не стараются максимально их утеплить при прогулках. Это затрудняет адаптацию довольно серьезно.

Если принять во внимание такие советы Комаровского по адаптации к детскому саду, получится лучше защититься от заболеваний.

Но что могут сделать сами мама с папой, чтобы сохранить его здоровье и заодно морально подготовить к посещению этого учреждения? Здесь тоже есть немало важных аспектов, без которых добиться нормальной адаптации не получится. Соответственно, физическое и психическое здоровье ребенка окажутся под угрозой.

Комаровский: как ускорить адаптацию к детскому саду

Даже в очень сложных случаях адаптация рано или поздно происходит. Но стоит позаботиться о том, чтобы она прошла быстрее и оказалась безболезненной. Родителям, заботящимся о детях лучшим образом, Комаровский советует придерживаться таких моментов.

  1. В первые месяцы посещения к сыну или дочке необходимо относиться особенно благосклонно. Для них детский сад – огромный стресс. Если еще и родители окажутся слишком жесткими в обращении, на успешную адаптацию рассчитывать не придется.
  2. Еще до того, как дитя отправится в детский сад, следует расширить круг людей, находящихся рядом с ним. Поэтому стоит походить с ним на детские площадки или завести знакомства в парке. Для дошкольников есть немало кружков, где также получится найти новых знакомых. Достаточно нескольких посещений кружка, чтобы адаптация впоследствии прошла быстрее.
  3. Также Комаровский рекомендует заранее позаботиться об укреплении иммунитета. Намного лучше, если ребенок пойдет в детский сад со сформированной защитой от бактерий и вирусов. Тогда его адаптация окажется простой, а частота болезней значительно сократится. Значит, здоровье малыша останется в норме.

Естественно, в адаптации к детскому саду Комаровский видит немало проблем. Но он отмечает, что болезни в детском возрасте не только неизбежны, но еще и в некоторой степени полезны.

Переболев простудой в детскому саду, дитя получит более стойкую защиту от заболеваний в будущем. Родителям остается только упростить процесс привыкания.

Сделать это не так сложно, если подойти к процессу ответственно.

Пост опубликован: 23.04.2016

0

Источник: https://damaglamura.com/adaptaciya-k-detskomu-sadu-komarovskij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.